Игнат Ситников - 29 марта 2022

Как сохранить бизнес в 2022 году?

За последние 2 года, экономику в стране сильно трясет, и ощущение кризиса не покидает ни на минуту. Не успели компании отойти от ковидных времен и работать во всю мощь, как пришло время “спецоперации”. Важно помнить, что перемены это не всегда плохо, часто при правильной стратегии и тактике это время как никогда подходит для перемен. Именно смутные времена рождают что-то поистине сильное и существенное. Сегодня поговорим о том, что поможет сохранить бизнес и возможно, придать ему второе и более свежее дыхание.

Что там с малым и средним бизнесом?

Пандемия повлияла на все страны и на бизнесы во всем мире. Сейчас не будем говорить о том, где лучше или хуже поддержали бизнесы. Малому и среднему бизнесу во всех странах одинаково тяжело, в первую очередь из-за невысокой капитализации, во вторую, для того, чтобы получить какие-либо привилегии от государства нужно выполнить определенный ряд пунктов, выполнить которые удается не всегда. Многие малые предприятия все издержки несут из своих собственных резервов. Аналитики называют несколько причин, которые затруднят развитие малого и среднего бизнеса в РФ:

  • Возможные новые санкции, которые могут ударить по новым отраслям
  • Обстановка во внешней и внутренней политики государства
  • Упадок региональных экономик
  • Растущий уровень цен во всех отраслях
  • Увеличение безработицы в стране

5 способов для развития и сохранения

Каждый день предпринимателям поступают новые проблемы и задачи, предугадать которые практически невозможно. То прекращают работать одни, то меняют логистику вторые, третьи ставят на стоп поставки и список можно продолжать достаточно долго. Предлагаю разобрать несколько способов для развития и сохранения собственного дела.

Расстановка приоритетов
В любой кризисной ситуации важно сфокусироваться, возможно, то что вы давали раньше своим клиентам уже для них неактуально и им сейчас нужно что-то другое. Держите руку на пульсе, общайтесь со своей аудиторией, спрашивайте чего им сейчас не хватает, что они хотели бы. Клиенты будут ужиматься, и основной потребностью будет экономия, причем не так важно, это экономия денег или времени. Адаптируйте свой продукт под рынок, возможно требуется видоизменить ассортимент, добавить какие-либо товары или услуги. Главный инструмент, который экономит время клиента это доставка, вы можете адаптировать свое направление и предложить доставку. Начать доставлять можно все что угодно:

  • Доставка продуктов питания на дом или в офис. Здесь речь не только о ресторанах, кафе или супермаркетах, например если у вас небольшой кондитерский бизнес, доставка вашей продукции будет хорошим преимуществом относительно конкурентов.
  • Товары бытового потребления. Это могут быть строительные материалы, химия бытовая, да даже промышленная. Впереди сезон дачников, продукцию для них также можно доставлять прямо до садового участка, сэкономив не только время клиента, но и его здоровье.
  • Одежда и обувь является основными элементами потребления. Это товар первой необходимости, люди не будут ходить в рванье или босиком, это основа которую люди ходят иметь в своем ценовом сегменте.

Не стоит забывать и про всегда рабочий инструмент в виде акций и скидок. Люди любят что-то бесплатное и выгодное. Поэтому дисконтируйте позиции, которые наиболее выгодны для предприятия, предлагайте бесплатную доставку или какую-либо услугу, которая не требует большого количества затрат.

Снижайте расходы
Данный пункт звучит как что-то очевидное и никогда не повредит и вне кризиса, а во времена его так тем более. Но так или иначе про данный способ помнят не все и зачастую не всегда с толком и расстановкой используют его. Итак, на что в первую очередь стоит обратить внимание при сокращении расходов:

  • Откажитесь от ремонта или аренды офиса. Если офис служит только для того, чтобы все сотрудники были в одном месте, то это явно не обязательная статья расходов, переходите на удаленку, если конечно же данный офис не является шоу румом или помещением, где вы принимаете клиентов. Про ремонт я конечно даже и говорить не стану, это очевидно, что деньги на улучшайзинг нужно сохранить.
  • Меняйте систему мотивации, отказывайтесь от оклада и интегрируйте KPI, продавцов и тех, кто делает результат привязывайте к проценту. Максимально наблюдайте за качественными показателями сотрудников.
  • Откажитесь от печенек в офисе, дорогих развлечений или других маловажных пунктов расхода.
  • Ищите более дешевых поставщиков. Да, постоянно анализируйте тех, кто поставляет вам какую-либо продукцию, ищите более дешевые аналоги, запрашивайте более выгодные предложение у действующих поставщиков.
  • Используйте аутсорсинг. Если есть задачи, которые необходимо решать в частном случае, не ищите сразу человека в штат, посмотрите фрилансеров или компании]6 которые оказывают данные услуги на аутсорсе.
  • Откажитесь от невыгодных клиентов. В каждой компании существуют заказчики, которые больше отнимают чем приносят, от таких нужно отказываться, либо брать более высокий чек.
  • Сократите транспортные расходы. Если вы постоянно ездили в командировки, отправляли сотрудников на встречи, тратили на ГСМ, пересмотрите подход. Возможно, какие-то вопросы можно решить в онлайн встрече или телефонном звонке.

Есть еще конечно же пункт про сокращение численности штата, но мне очень не хочется его выводить в пункт как решение. Я верю в то, что все читающие сейчас эту статью люди понимают кто и на каких позициях в их компаниях работают и что мертвых душ в их бизнесе нет.

Смотреть по сторонам
Подглядывать в сфере бизнеса это очень хорошо и никогда не вредит. Всегда будьте в курсе всех событий в сфере, наблюдайте за конкурентами. Смотрите какие новые товары или услуги они предлагают, что нового вносят в бизнес, каких клиентов привлекают. Благодаря не глубокому анализу можно понять:

  • Потребности аудитории и рынка
  • Всегда существует возможность переработать и усовершенствовать свой продукт
  • Улучшить маркетинг. Зайти на те площадки, где еще не присутствовала компания
  • Сэкономить средства на неэффективных гипотезах.

Что нужно сделать во время мониторинга конкурентов?

  • Подписаться на них во всевозможных ресурсах. Смотреть что они выкладывают, с какой регулярностью. Также обращать внимание на комментарии пользователей, что им отвечают клиенты и что спрашивают.
  • Изучить сайт, посмотреть на его блоки и на состав. Обратить внимание на то, какой контент они публикуют, что такого интересного и важного на нем отображено.
  • Обратиться в качестве тайного покупателя и по возможности приобрести товар или услугу конкурента. Пройдите полный путь клиента, на что вы обращаете внимание, какие есть прелести и плюшки в работе конкурента. Также отметьте, что хорошо было сделано а что вы бы изменили.
  • Будьте в теме. Читайте СМИ отраслевые и не только. Пытайтесь понять, от каких внешних факторов зависит ваш бизнес. Старайтесь предвидеть и действовать на шаг впереди событий.

Не переставайте вкладывать в рекламу
Чуть выше мы говорили о сокращении пунктах затрат и как вы могли заметить, там нет пункта, касающегося рекламы. Естественно, неэффективные каналы нужно отключать и всегда держать руку на пульсе, понимаю, какой источник работает лучше, а какой хуже, но отказываться вовсе не стоит.

Не стоит забывать, что у рекламщиков тоже кризис и их прайс может хоть не так существенно, но сократиться, поэтому на какую рекламу стоит обратить внимание во время кризиса:

  • Контекст. Да не весь контекст сейчас доступен, но с Яндексом никаких проблем нет и с учетом нестабильной ситуации с зарубежными аналогами реклама на нем будет эффективнее чем раньше.
  • Создайте сайт и продвигайте при помощи SEO. Пишите стать, ведите внутри сайта текстовый блог. Сейчас не буду углубляться в суть каждого из продвижений, но SEO продвижение эффективно на протяжении уже долгого времени и будет эффективно всегда.
  • Социальные сети. С учетом запретов, прогнозируйте, куда может уйти ваша аудитория. Размещайтесь там и проявляйте активность как ранее. Да, с уходом Instagram, возможно, придется перебрать несколько социальных сетей, и эффективность может быть чуть ниже, но она будет. Не стоит забрасывать эту медийную составляющую.
  • Рассылка по электронной почте, причем не обязательно хантить базы и писать всем подряд. Вы можете применить свою, уже купившую у вас базу и предложить что-то дополнительное или напомнить о себе. Не забывайте, что клиентская база это важный ресурс для любой компании, это список уже лояльных к компании клиентов и они гораздо проще купят у вас что-то еще.

Естественно не забывайте об айдентике и обо всех элементах брендинга, которые могут ассоциировать компанию. Фирменные пакеты, упаковки и так далее. Старайтесь быть запоминающимися.

Примите
Паника никогда не была другом ни одного предпринимателя. Поэтому важно в кризисное время принять ситуацию. Да, проблема произошла, с ней нужно жить и нужно решать задачи согласно той ситуации, которую мы имеем.

Рассчитайте свои финансовые возможности, оцените в какой ситуации находится компания. Обозначьте приоритетные бизнес процессы, которые требуют внимания. Разговаривайте со своими сотрудниками, расскажите о ситуации, в которой находится компания и как она собирается действовать. Важно исключить стресс и нервы внутри коллектива.

Если с толком и расстановкой подходить к ведению бизнеса, считать цифры и показатели, то кризис будет не проблемой а лишь очередной задачей.

НАШИ КОНТАКТЫ

Республика Татарстан, г. Казань, ул. КСК, дом 3, офис 410
info@salesculture.ru
+74991130364
CRM-форма появится здесь